Сведения об образовательной организации

Обучение чтению в дошкольном возрасте

Консультация для родителей

«Обучение чтению в дошкольном возрасте»

В наше время часто поднимается вопрос - когда и как лучше обучать ребенка чтению.
Относительно возраста, психологи отвечают на этот вопрос однозначно - когда Ваш малыш проявляет интерес к знакам (буквам). Поскольку у каждого ребенка свой темп развития - возраст готовности к обучению чтения дошкольника индивидуален. Другое дело, если у ребенка нет особого интереса ни к буквам, ни книгам, а подходит время становится школьником. В этом случае обучать ребенка лучше после пяти с половиной - шести лет.


Что касается методики обучения - их большое множество. Выбирая методы и средства обучения, важно помнить, что основной вид деятельности дошкольника - игра. Ребенок учится играя. В интернете большое количество обучающих игровых заданий. Вы обязательно найдете то, что будет одновременно и полезным, и интересным для Вашего малыша.

Успех ребенка в обучении чтению зависит от развития его познавательных способностей, поэтому перед непосредственным обучением следует подготовить базу. Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать педагога, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

Многие родители предъявляют большие требования к педагогам, желая, чтобы их ребенок с первых же занятий обучения чтению и грамоте уже читал. Часто приходится слышать от них реплики: «мы уже долго занимаемся, а до сих пор не читаем», или «когда ребенок начнет читать?», или «я дома научила читать ребенка сама, а вы за год не научили». Родители выхватывают ключевое слово «обучение чтению», а остальное не берут во внимание. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова).

Программа по обучению чтению в первом классе требует в подготовительный (добукварный) период учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения.

За 10 учебных часов в первом классе научить этому сложно. Это одна из

причин, почему в детском саду мы занимаемся подготовкой к обучению грамоте.

Кроме того, к сожалению, без этих знаний и умений дети, довольно бегло

читая, зачастую не понимают содержания текста, не могут пересказать

прочитанное (так называемое неосознанное, механическое чтение), не слышат и не умеют выделять звуки, что, в конечном итоге, приводит к неграмотному письму.

 

Рекомендации по обучению чтению:

-Необходимо учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У детей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.
-Звуки или буквы?
Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.

-Чтение с электронных носителей. Есть традиционные методы обучения детей письму и чтению. Ребенок пальцем или указкой следит при чтении текста по книге и тем самым фиксирует внимание на словах и предложениях. При чтении с монитора это невозможно. Книга, это материальный объект, ее можно взять в руки и почувствовать. Электронный текст в руки не возьмешь, а действие с материальным объектом важнейший этап в формировании всех ВПФ. Клавиши не заменят и не разовьют мелкую моторику, которая необходима для развития ЦНС.

Несколько правил для эффективного обучения чтению
1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям на протяжении всего обучения. Используйте для этого игры. 
2. В обучении чтению будьте последовательны.
3. В случае нежелания ребенка заниматься, пересмотрите свои требования к нему и темп обучения.
4. Не сравнивайте малыша с другими - ребенок развивается в своем ритме.
5. Играйте в подвижные игры после занятий, поскольку обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения.
Не переставайте читать ребенку и после того как он научиться читать! Психологи рекомендуют читать своим детям книги до их совершеннолетия с целью полноценного эмоционального развития ребенка. Кроме того, если Ваш малыш регулярно видит Вас с книгой в руках - он сам будет чаще играть, а потом и читать книги. 
Успехов и терпения!

Добавить комментарий